Земные законы не будут защищать космических туристов

Вo врeмя грядущeгo июльскoгo пoлётa кoрaбля New Shepard кoсмичeский турист Джeфф Бeзoс (Jeff Bezos) будeт вынуждeн пoлнoстью пoлoжиться нa нoрмы бeзoпaснoсти, рaзрaбoтaнныe кoмпaниeй, сoздaннoй им сaмим двa дeсятилeтия нaзaд. Зeмныe прaвилa на космос пока не распространяются.

Это же касается и небольшой группы космотуристов, в компании с которыми он намерен лететь, а в очереди на полёты уже стоят тысячи новых желающих. Как сообщает издание The Wall Street Journal, на данный момент никто из них не защищён тщательными нормами безопасности, предусмотренными федеральными законами США — даже такими, которые используются для управления авиаперевозками.

Пока пассажиры, желающие лететь на New Shepard компании Blue Origin, обязаны подписать соглашения, в соответствии с которыми отказываются от любых судебных исков в отношении организаторов путешествия в случае возможных инцидентов. В следующем году компания Virgin Galactic Holdings намерена отправлять туристов в космос на таких же условиях.

В 2004 году конгресс США допустил «саморегулирование» космической индустрии для того, чтобы ускорить приготовления к пассажирским перевозкам. Затем последовали годы задержек и событий, тормозящих развитие индустрии. В частности, в 2014 году при тестовом полёте погиб пилот Virgin Galactic.

Пока юрисдикция Федерального управления гражданской авиации США ограничивается обеспечением безопасности граждан и окружающей среды во время стартов и приземлений. По словам представителя ведомства, «Конгресс не разрешил Управлению распространить свою власть на регулирование безопасности команды или других участников космического полёта». Другими словами — всё, что происходит в космосе, остаётся в космосе.

Все заинтересованные стороны не первый год спорят, необходимо ли применять к управлению полётами более жёсткие правила. Например — предварительно тренировать туристов с учётом неизбежных перегрузок и пребывания в невесомости.

Blue Origin и Virgin Galactic заявляют, что они уже придерживаются строгих стандартов обеспечения безопасности. Полёты ценой в сотни тысяч долларов очень непродолжительны по времени. Blue Origin будет запускать туристов на 10 минут, клиентам Virgin Galactic придётся лететь более двух часов, поскольку основная капсула запускается с самолёта, летящего на большой высоте.

Стоит отметить, что Джефф Безос сам выступает своеобразным гарантом безопасности своих технологий — в первый полёт 20 июля отправятся он сам, его брат и победитель благотворительного аукциона, итоги которого подведут в субботу.

В Blue Origin сообщают, что ставки сделали уже более 6000 человек из 143 стран, вчера вечером лидер был готов заплатить 4,8 миллиона долларов. По сути, главным требованием компании к пассажирам будет возможность забраться в корабль за 90 секунд — его главную капсулу соединяет с землёй семь лестничных пролётов. В остальном забота о здоровье лежит на совести самих пассажиров. В Virgin Galactic заявили, что подготовка предусматривает медицинскую консультацию.

Компании обеспечивают тренировки в течение двух-трёх дней, при этом в Blue Origin заявляют, что путешествие требует минимальных тренировок. Стоимость оборудования для космических полётов подразумевает, что его испытывали намного менее интенсивно, чем коммерческие авиалайнеры, новые модели которых получают тысячи часов налёта прежде, чем отправиться в серийное производство и перевозить пассажиров.

Помимо рисков, связанных с конструкцией кораблей и возможными ошибками пилотов, некоторые пассажиры будут испытывать проблемы со здоровьем. Эффекты вроде дискомфорта в т.н. «среднем ухе», возникающие во время обычных полётов, могут усилиться многократно, многие люди испытывают тошноту при знакомстве с невесомостью и, конечно, могут просто травмироваться, если останутся непристёгнутыми после возвращения гравитации.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.